Самосвалы, которые не планируется эксплуатировать в течение двух месяцев и более, а также на период транспортирования должны быть подвергнуты консервации. Консервация защищает детали, узлы и агрегаты самосвала от атмосферной коррозии и позволяет сохранять его в технически исправном состоянии при хранении в условиях, исключающих прямое попадание атмосферных осадков и загрязнений на законсервированные поверхности. В качестве защитных (консервационных) смазок используется пластичная смазка Литол-24 ГОСТ 21150-87, смазка ПВК ГОСТ 19537-83, консервационное масло К-17 ГОСТ 10877-76, а также присадка АКОР-1 ГОСТ 15171-78 к эксплуатационным маслам. Смазки ПВК и Литол-24 применяются для консервации наружных и легко доступных внутренних поверхностей. Смазка К-17 применяется при долговременной консервации изделий. Агрегаты самосвала консервируется без разборки: сливается штатное масло, прокачивается защитная смазка и излишек ее сливается. Для ввода агрегата в эксплуатацию достаточно его заправить штатным маслом. Присадка АКОР-1 вводится в штатные смазочные масла для улучшения их защитных свойств из расчета 10 % приготовляемого количества консервационной смазки. Для ввода агрегата в эксплуатацию консервационная смазка (штатное масло с присадкой АКОР-1) используется в качестве эксплуатационной до первой ее замены. На заводе-изготовителе самосвал на период транспортирования подвергается консервации сроком на 6 месяцев.
При консервации на заводе-изготовителе выполняются следующие работы:
- производится внутренняя консервация масляного бака и гидросистемы. Консервация трубопроводов гидропривода руля производится путем поворота колес в оба крайних положения. Для консервации применяются штатное масло с 10% присадки АКОР-1 или консервационное масло К-17. Консервационное масло К-17 после консервации сливается.
- смазываются смазкой ПВК следующие места:
• открытые хромированные поверхности гидроцилиндров опрокидывающего механизма;
• клеммы переходных панелей, проводов к аккумуляторным батареям кроме деталей электро-
оборудования кабины;
• пальцы привода жалюзи радиаторов;
• гнезда платформы под головки гидроцилиндров опрокидывающего механизма и отверстия опор платформы, если платформа не установлена;
• пальцы и шарниры петель и упора капота, дверные петли, шарниры петель ящика аккумуляторных батарей, силовых шкафов и инструментального ящика;
• ось крепления рычага стеклоочистителя и другие детали, имеющие декоративное металличеcкое покрытие.
- внутреняя поверхность опор опрокидывающего механизма и штоки гидроцилиндров поворота смазываются смазкой ЛИТОЛ-24, после чего обворачиваются полиэтиленовой пленкой или технической салфеткой и обвязываются шпагатом.
- герметизируются полиэтиленовой пленкой с последующей обвязкой шпагатом сапуны масляного бака опрокидывающего механизма, редукторов электромотор-колес и коробки отбора мощности.
- заклеиваются вентиляционные окна тягового генератора парафинированной бумагой.
- между щетками и коллектором тягового генератора и тяговых электродвигателей устанавливаются предохранительные прокладки из парафинированной бумаги в два слоя.
- закрываются пробки расширительных бачков и краники.
- производится герметизация полиэтиленовой пленкой с обвязкой шпагатом следующих мест:
• концы выхлопных труб;
• манометры на баллонах системы пневмостартерного пуска;
• воздухозаборник низковольтного генератора;
• воздухофильтры системы охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей;
• штуцер воздухозаборника системы пневмопуска от внешнего источника.
- несоединенные концы электропроводов, выводы, разъемы изолируются изоляционной лентой и подвязываются шпагатом за детали самосвала.
- открытые торцы рукавов, трубопроводов и воздуховодов (после снятия с самосвала узлов и агрегатов) герметизируются пластмассовыми пробками или обворачиваются полиэтиленовой пленкой с последующей обвязкой шпагатом. При этом приемные воздухопроводы к турбокомпрессору и фланец выхлопной трубы двигателя обворачиваются пленкой в два слоя.
- смазываются маслом К-17 наружные поверхности оксидированных, кадмированных, фосфатированных и оцинкованных поверхностей двигателя и его систем.
Если в течение 6 месяцев самосвал по каким-либо причинами не введен в эксплуатацию,
то по истечении этого срока он должен быть подвергнут переконсервации. При этом самосвал должен быть расконсервирован и при необходимости дальнейшего хранения законсервирован повторно в соответствии с перечнем работ, приведенным выше. Если в период транспортирования и хранения нарушена консервация каких-либо мест, то необходимо произвести переконсервацию этих мест, не дожидаясь истечения срока заводской консервации. При перерыве эксплуатации в зависимости от срока хранения самосвалы должны быть подвергнуты кратковременной или длительной консервации. Работы по консервации следует проводить в закрытом помещении с температурой воздуха не ниже 15 о С, относительной влажностью воздуха не выше 70 % и изолированном от проникновения агрессивных газов, вызывающих коррозию.При хранении самосвалов на открытой площадке или в неотапливаемом помещении работы поконсервации допускается проводить только в сухую погоду и при температуре воздуха не ниже 5 оС. Рабочие места необходимо защищать от ветра, пыли и атмосферных осадков.
Попадание на консервируемые поверхности пыли, металлической стружки, песка не допускается. Весь процесс консервации должен производиться качественно и аккуратно без повреждения лакокрасочного покрытия. Все масляные пятна, подтеки, брызги консервационной смазки должны быть удалены чистой ветошью. Место хранения самосвалов должно быть оборудовано противопожарным инвентарем. Консервации подвергаются все неокрашенные металлические и хромированные поверхности. Постановка изделия на хранение со следами коррозии, нарушением лакокрасочных и хромированных покрытий не допускается. Кратковременной консервации подвергаются самосвалы, которые не планируется эксплуатировать в течение двух месяцев. При постановке самосвалов на кратковременное хранение необходимо выполнить следующие
работы:
- провести очередное техническое обслуживание ТО-1, слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя и жидкость из бачка омывателя стекла ветрового окна. Систему охлаждения после слива охлаждающей жидкости продуть сжатым воздухом, закрыть сливные краники и пробки на расширительных бачках;
- покрыть тонким слоем консервационной смазки незащищенные металлические поверхности. Перед нанесением смазки детали протереть ветошью, смоченной в уайт-спирите. Не допускается покрытие консервационной смазкой резиновых деталей и электропроводов;
- удалить ржавчину с поврежденных поверхностей, обезжирить их и восстановить покрытие;
- произвести герметизацию узлов и агрегатов. Перед герметизацией заменить масло в двигателе и гидробаке гидравлической системы. Топливные баки заправить топливом;
- перед консервацией тщательно осмотреть все шланги. Шланги, имеющие трещины или расслоения, заменить;
- оклеить светонепроницаемой бумагой стекла кабины с внутренней стороны;
- снять аккумуляторные батареи и подготовить их к хранению согласно инструкции завода-
изготовителя батарей;
- поставить самосвал на подставки так, чтобы вывесить колеса от грунта на высоту 80-100 мм. Длительной консервации подвергаются самосвалы, которые не планируется эксплуати-
ровать сроком до одного года.
Кроме работ, проводимых при кратковременной консервации, выполнить следующие работы:
- выполнить операции технического обслуживания ТО-2;
- снять с самосвала, если он находился в эксплуатации, колеса и демонтировать шины (смотри раздел “Монтаж и демонтаж колес и шин”). Очистить от ржавчины детали колес и окрасить их. Шины вымыть и протереть насухо. Перед сборкой внутреннюю поверхность шины пересыпать тальком Смонтировать колеса, установить на самосвалы и довести давление воздуха до нормы.Самосвалы, поставленные на хранение, должны подвергаться обслуживанию. При этом один раз в месяц выполнить следующие операции:
- проверить положение самосвала на подставках;
- проверить состояние наружных поверхностей агрегатов и узлов;
- очистить самосвал от пыли, влаги или снега;
- проверить состояние герметизирующих материалов;
- проверить состояние аккумуляторных батарей, хранящихся на складе.
Два раза в год необходимо выполнить следующие работы:
- смазать все точки согласно карте смазки;
- отобрать пробы масла во всех агрегатах и проверить на соответствие ГОСТ или ТУ, проверить состояние трубопроводов и уплотнений;
- зарядить аккумуляторные батареи. Через год необходимо произвести расконсервацию самосвала, запустить двигатель, прогреть до эксплуатационной температуры и прослушать его работу на разных режимах. Проверить работу конyтрольно-измерительных приборов. После этого произвести повторную консервацию. Расконсервация самосвала заключается в снятии его с подставок, удалении консервационной смазки с поверхностей, снятии герметизирующих материалов с агрегатов и узлов, замене смазки в агрегатах и узлах и топлива в топливных баках и заправке системы охлаждения охлаждающей жидкостью. Проверка технического состояния самосвала производится пробегом.
|